Суббота , 20 апреля 2024

Особенности устройства и применения деревенской бани

В сельской жизни баня выступала универсальным средством на все случаи жизни. Помимо гигиенической функции, она позиционировала себя в роли целительницы и повивальной бабки, без нее не обходились ни свадебные, ни похоронные обряды. Баня в деревне помогала увидеть потенциального жениха, предсказывала погоду и пророчила будущий урожай. Впрочем, обо всем по порядку.

Особенности устройства и применения деревенской бани

Оглавление

  • 1 Даритель жизни
  • 2 Соединение судеб
  • 2.один Свадебная ванна
  • 2.2 Баня для молодоженов
  • 3 Правила принятия традиционных деревенская баня
  • 4 Вывод

Даритель жизни

В русской деревне баня была самым чистым местом с санитарной точки зрения. Особенно это касалось помещений, отапливаемых по-черному. Фитонциды, содержащиеся в березовом дегте, настолько подавляли патогенную микрофлору, что стерильность тогдашней парилки можно было сравнить с операционной, в какой-нибудь нынешней районной больнице.

Деревенская баня сроком на три, а иногда и на семь дней служила неким отдельным, самодостаточным помещением, в котором содержалась роженица с младенцем. Большой знаток русской старины и славянской мифологии С.V. Максимов писал: «Все твердо убеждены, что банник достаточно любит, когда родильницы приходят жить к нему до третьего дня после родов, а тем более на неделю.". Только по истечении какого срока новорожденного торжественно вносили в дом и отец мог впервые увидеть свое дитя.

До начала родов баню как следует топили, а в качестве топлива никогда не использовали сосновые, еловые или осиновые дрова. Предпочтение отдавалось дубу, березе и клену. Для родильного дерева дерево на дрова рубить нельзя было. Собирали только валежник, упавшие деревья, древесину, вымытую наводнением или, в идеале, пораженную молнией.

Пол в бане был плотно застелен соломой, особенно ценились в этом деле ржаная и овсяная муки. Акушерка по приезду в ванну разбросанные мелкие камни, с приговором: "Камнем, да черту — в лоб", образно изгоняя злых духов из комнаты. В период родов комнату запирали изнутри, и роженица просила птицевода помочь вам легко родить.

Знающие люди говорят, что после рождения ребенка деревенская баня должна была «отдохнуть». То есть его должны были использовать не менее двенадцати раз по прямому назначению и только после этого брать другую роженицу.

Обычай рожать в бане не следует относить исключительно к славянской культуре, традиции такого характера сильны у большинства индоевропейских народов.

Соединение судеб

Особенности устройства и применения деревенской бани

Деревенские мыльницы занимали особое место в свадебных делах. Фактически, ванны, как вид условно можно разделить на две большие группы: свадьба для невесты в отцовском доме и совместная для молодоженов на второй день свадьбы.

Свадебная ванна

Для невесты эта ванна служила прощанием в собственном гнездышке. Специально для нее комнату выскоблили побелили, украсили цветами и венками, усыпали душистыми травами. Торжественное шествие похода возглавлял брат невесты, за неимением такового в некоторых местах Русского Севера его с успехом заменял деревенский колдун, окруженный рыболовной сетью. Во-вторых, перед невестой шла близкая подруга, которая «подметала невесте дорогу» новой метлой, расчищая путь злу и неприличию. Сама невеста ритуально расплакалась и причитала, прощаясь с девичеством.

Важный! Любителям традиционных обрядов стоит помнить, что невесту не разрешают переступать порог бани самостоятельно, а вносят в комнату на руках.

Здесь происходило ритуальное расплетание косы, олицетворяющее прощание с девичеством.

Баня для молодоженов

Это обязательный ритуал, и в старину игнорирование этой процедуры вызывало активное общественное порицание.

Баня для молодых, в доме жениха грелась подруга, в некоторых районах к этой процедуре допускалась сваха.

Естественно, деревенская баня к такому торжественному случаю была богато украшена и убрана. В период проведения процедуры вейпинга гости располагались по комнате, постукивая по кастрюлям и сковородкам, отпугивая, тем самым, нечистых и злых духов. Довольно часто после молодых в баню пробовали гости, и что немаловажно, еще и парами — мужчина и женщина.

Вышитое полотенце молодая жена непременно берет в подарок в баню, чтобы ублажить его и заручиться поддержкой и защитой для будущих родов.

Правила принятия традиционной деревенской бани

Как правило, в русских деревнях традиционным банным днем ​​была суббота. Существовал, а кое-где и по сей день практикуется целый свод неписаных правил, которые необходимо соблюдать. Приведем некоторые из них:

  • В бане в деревне не принято распивать алкоголь. Идти на парение нужно натощак для легкости и хорошего принятия пара организмом. Жажду утоляют квасом, морсом, чистой водой. Обязательное условие, ни в коем случае нельзя пить воду, приготовленную для умывания, какой бы чистой она ни была;
  • Приходя в мыловарню, не стоит сразу идти в парилку. Нужно посидеть в раздевалке, настроиться на хорошее настроение, дать организму адаптироваться к предстоящим тепловым нагрузкам;
  • Тогда использовалось правило: "в парилке не сидят, а лежат". И это не лишено практического смысла. Разница температур в области ступней и макушки головы может достигать сорока °С, а иногда и выше. Это обстоятельство вводит организм, особенно ослабленный и неподготовленный, в состояние температурного шока и ни о каком лечебном и общеоздоровительном эффекте не может быть и речи. Горизонтальное расположение корпуса на полке предопределяет равномерное распределение теплового воздействия;
  • В деревенской русской бане к выбору веника относились довольно требовательно. Во-первых, вы никогда не должны использовать ель. Именно такой метлой плавал умерший, готовя его к переходу в мир иной. Во-вторых, самостоятельно завязывая веники, они не использовали нижние ветви кроны дерева, а верхние, заготавливая сырье со средней части. Лучшим временем для такой рыбалки считался период растущей луны. Якобы тогда ветка дерева обладает наибольшей целебной силой. Если все же помнить о хвойных вениках, то явно стоит упомянуть о пихте, незаменимой для массажа и растираний при профилактике и лечении болезней суставов, и о можжевельнике – именно он является чемпионом по созданию непередаваемой благоухающей атмосферы в парилка;
  • Сельские бани не принимали мыло. Альтернативой ему был щелок на основе золы от березовых дров, либо обходились скрабированием, оригинальной процедурой, при которой пропаренное тело обрабатывалось липовой или ольховой дощечкой, рабочая кромка которой слегка "смягчалась" ударами твердого предмета. Скрабирование на теле прекрасно удалился верхний ороговевший эпителий, открылись и очистились поры, улучшилась микроциркуляция крови, как кожи, так и мышц. Мочалка в старину делалась из коры липы и ее действие на кожу было похоже на процедура очистки. В южных районах вместо щелока применяли глину и растения с соком определенной консистенции, например мыльнянка или мыльный корень;
  • Общественная баня в деревнях если и строилась, то для общественного муниципалитета и всего мира. Такие учреждения отличались фундаментальностью и основательностью. Например, только печь могла достигать объема от двенадцати до шестнадцати кубических метров. м. а встроенный в него котел-шар вмещает около четырех тысяч литров. вода. Конструкции таких прототипов общественные бани обладал удивительной теплоемкостью. Бывают случаи, когда в первые сутки после нагрева в паровая баня, на втором было жарко, на третьем было достаточно тепло, чтобы поцарапать льняное волокно;
  • Баню в деревне не нужно посещать в одиночку, хотя бы вдвоем. Так удобнее париться, да и в целях безопасности гораздо приемлемее. После посещение бани положено минут двадцать — тридцать посидеть в тишине, приводя мысли в порядок, а душу в умиротворение. И тогда не грех пропустить рюмочку пива или рюмочку домашней настойки на березовых почках или листьях смородины.

Вывод

Деревенская баня есть и будет нерушимой хранительницей традиций и народной мудрости. На протяжении веков в ней накапливались знания и опыт целых поколений. В нем зародилась новая жизнь, сошлись судьбы, прошли будни и праздники, лечились недуги, наконец, через его порог ступили в лучший из миров. Сохранение традиций — важная задача сохранения аутентичности народа, по этой причине и на опушке леса, и на берегу пруда будет радовать русский народ долго, без титулов и поместий.

Банное устройство

Смотрите также

Баня с прорубью: для любителей острых ощущений

Баня с прорубью у кромки воды любого лесного родникового пруда – мечта многих приверженцев настоящей, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *