Баня на колесах: виды, виды и особенности конструкции
В известной русской народной сказке о Емеле и щуке богатырь произвел фурор среди сказочного народа, передвигаясь на печке. Сегодня не меньший фурор можно произвести, используя такое довольно экзотическое транспортное средство, как ванна на колесах. И даже не только стать объектом пристального внимания, но и заработать. Что не является бизнесом. Господа, ванна служила и ждет у входа.
Оглавление
- 1 Концепция идеи
- 1.1 От войны к мирной жизни
- 1.2 Немного конструктивизма
- 2 Какой тип мобильной бани выбрать
- 3 Несколько слов о перевозчике
- 3.один Рациональное зерно
- 4 Кузовной завод во дворе
- 5 Мобильная баня как бизнес
- 6 Вывод
Концепция идеи
Мобильная баня как явление появилась не вчера. Более века назад, во время Первой мировой войны, сидя в окопах, в условиях позиционного противостояния, солдаты стали остро болеть вшами и испытывать другие трудности санитарного характера. Обстановка не позволяла бросить позицию и уйти в тыл принимать банные процедуры. Но если Мухаммед не идет к горе, гора должна прийти к Магомету.
Французы первыми решили проблему. На базе грузовика Renault создана мобильная установка, имеющая все необходимые средства для борьбы с агрессивной траншейной грязью. Успех был настолько поразителен, что некоторое количество экземпляров мобильного чуда также попало на Восточный фронт в рамках союзнической взаимопомощи между странами Антанты, баня на колесах хоть и медленно, но все же вошла в окопную жизнь русского солдата. Зерно посеяно, процесс пошел.
От войны к мирной жизни
К сожалению, именно войны нередко становятся двигателем прогресса. В годы освоения целины советской промышленностью также предпринимались попытки создания передвижных банно-прачечных комплексов на шасси продукции советского автопрома. Остро стояла проблема стиральных машин, расстояния в Северном Казахстане немалые, поля огромные, воды не хватает. К тому же работа тракториста довольно пыльная, а спецодежда мазутная.
В общем, говорить о том, что процесс стал массовым, и, как сказал незабвенный Михаил Сергеевич, «пошел в массы», несколько лукаво, но то, что он оказался немалым заделом для использования в повседневных делах, сомнений нет. мирная жизнь.
Немного конструктивизма
Что, по сути, мобильные бани? Конструктивно они могут быть самоходными и прицепными. Самоходная баня такова, если банный модуль установлен на шасси автомобиля, способного к самостоятельному передвижению. Прицепные строятся на базе прицепа, способного передвигаться исключительно с помощью тягача. Причем не обязательно грузовик, который может выступать в роли тягача. Если массогабариты прицепа небольшие и находятся в рамках требований ПДД, то в качестве такового может выступать как микроавтобус, так и легковой автомобиль.
Стоит подробнее остановиться на основных строительных блоках:
- Шасси автомобиля или прицеп. Как правило, автобан, расположенный на шасси грузового автомобиля, может агрегатироваться с транспортным средством тягачом различных классов, который сам по себе не является основным конструктивным элементом, а подвижной платформой выступает прицеп;
- Модуль сауны. Сердце мобильного комплекса. Именно он обеспечивает создание и сохранение внутренней среды, пригодной для проведения банных процедур. Состоит из множества системных элементов: баков для воды, канализации, печи или котла, непосредственно парилки и комнаты отдыха. Должен обладать отличной теплоизоляцией и достаточной прочностью и устойчивостью к разрушительному воздействию отечественного бездорожья, а во многих случаях и дорог;
- Вспомогательные модули и модули питания. К ним следует отнести систему выработки и распределения электроэнергии, систему освещения, внутреннего и наружного, элементы наружной рекламы, если товар используется в коммерческих целях и т.д.
Какой тип мобильной бани выбрать
Вопрос простой и сложный одновременно. Попробуем взвесить все за и против обоих типов: самоходного и прицепного.
Самоходная сауна имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Габаритные размеры его меньше, проходимость и маневренность значительно выше, по сравнению с характеристиками автопоезда в составе тягача и прицепа.
- Навыки вождения в одиночку присущи многим водителям, вождение и маневрирование на сцепке — задача не из легких.
- Регистрация и учет одного транспортного средства финансово менее затратны, чем содержание тягача и прицепа.
- Использование шасси грузового автомобиля повышенной проходимости в качестве перевозчика позволит расположить баню непосредственно у кромки воды реки или пруда и в других труднодоступных целинных местах, преодолеть которые на прицепе довольно часто невозможно.
Важный! Как правило, расположение модуля сауны на шасси автомобиля предполагает более высокую устойчивость конструкции в целом. Исключение составляют только автомобили повышенной проходимости, высокий дорожный просвет которых необратимо вызывает смещение центра тяжести вверх, что в свою очередь чревато опрокидыванием.
В то же время вагон-ванна имеет и положительные стороны:
- Безвозмездное использование тягача по его основному назначению, при этом как ванна на шасси автомобиля, за редким исключением, предполагает его использование только в рамках банного профиля.
- Наличие одного тягача может обеспечить транспортное обслуживание нескольких прицепных модулей в разных точках и направлениях. Что немаловажно в бизнес-среде, позволяет охватить услугами огромные территории.
Внимание! Использование конструкций тип ванны бочка, когда в качестве шасси устанавливается нестандартизированный грузовой прицеп, но иная конструкция требует сертификации и согласования со специализированными органами, компетентными давать заключения по их безопасному использованию на дорогах общего пользования.
Несколько слов о перевозчике
Выездная ванна на колесах, которая располагается непосредственно на автомобиле, выдвигает к ней несколько важных требований. Должен быть:
- Простота ремонта и надежность в эксплуатации;
- Запчасти и расходники недороги и доступны;
- Шасси должно обладать достаточной маневренностью и устойчивостью к опрокидыванию;
- Автомобиль в целом грузоподъемностью и с приемлемыми массогабаритными параметрами;
- Шасси должно быть сертифицировано в порядке, определяемом ведомственной документацией, и допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования без ограничений.
Передвижные ванны довольно часто размещают на шасси конверсионных армейских грузовиков повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗИЛ-157, Зил-131, КамАЗ-4310, УРАЛ-4320. В условиях армейского применения они оснащались кунгами и различными специальными надстройками с высоким центром тяжести, что тем не менее позволяло безопасно эксплуатировать их в условиях пересеченной местности и бездорожья. Они ремонтопригодны, дешевы на вторичном рынке. Достаточно серьезным недостатком является недопустимо высокий расход топлива, что при сегодняшних ценах на светлые нефтепродукты может поставить крест на бизнесе, в котором мобильные бани выступают средством заработка.
Для наглядности и объективной оценки возможностей использования одного из самых распространенных отечественных автомобилей типа ГАЗ-3302 в качестве перевозчика приведем таблицу основных габаритных характеристик:
Характеристики | ГАЗ-33027 | ГАЗ-330202 |
---|---|---|
Общая длина, мм | 5480 | 6616 |
Габаритная ширина по боковой площадке, мм | 2066 | 2066 |
Габаритная высота по тенту, мм | 2570 | 2570 |
Внутренняя длина грузовой платформы, мм | 3056 | 4166 |
Внутренняя ширина грузовой платформы, мм | 1978 г | 1978 г |
Погрузочная высота, мм | 960 | 960 |
Рациональное зерно
Как было сказано выше, основным недостатком мобильной бани на шасси грузового автомобиля является невозможность использования ее в качестве транспортного средства для перевозки коммерческих грузов.
Либо автомобиль имеет встроенный цельный модуль сауны, либо транспортабельная сауна устанавливается в кузов стандартного грузовика по мере необходимости, а затем демонтируется с него с помощью классических подъемных механизмов. Все еще нанимайте автокран каждый раз для ванны день и выезд на природу непозволительная роскошь, да и не у каждого есть свой кран-манипулятор во дворе.
Решение давно нашли прагматичные немцы, которые несколько десятков лет назад изобрели съемную мобильную платформу типа BDF. Он позволяет за считанные минуты монтировать и демонтировать различные фургоны на автомобильном шасси без использования каких-либо сторонних грузоподъемных механизмов. Единственным условием является наличие на автомобиле системы пневматической подвески, с возможностью регулировки ее высоты.
Изотермический модуль БДФ можно использовать как готовую базу для изготовления мобильной бани. К счастью, они отлично теплоизолированы, легки, прочны и вместительны. Так что средний объем такого модуля может быть около сорока пяти кубических метров.м. длиной 7.7 м и стандартной шириной 2.45 м.
Кузовной завод во дворе
Сейчас как никогда модно самостоятельно изготавливать все и вся, благо и технологии подтянулись и проблем с инструментами и оборудованием нет и информации в избытке. Правда, вот баня на колесах своими руками, несколько выбивается из общего полотна, и по этой причине:
- Автомобили и автомобильные прицепы априори являются средством повышенной опасности, а пренебрежение правилами эксплуатации и игнорирование технических мелочей приводит к крайне трагической статистике на отечественных дорогах.
- Для самостоятельного изготовления такой сложной и системной конструкции, как возимая передвижная баня, необходимы знания на уровне инженера-конструктора и специалиста в области сопротивления материалов. Качество отечественных дорог убивает заводские кузова за несколько лет, что уж тогда говорить о кустарных парилках, сделанных по обводной технологии.
- Баня на прицепе также таит в себе массу технических трудностей, порой непреодолимых. Простой пример. Грузоподъемность стандартного легкового прицепа, не оборудованного тормозной системой, четыреста пятьдесят кг. Как разместить в нем конструкцию, вес которой заведомо больше. Можно иметь двухосный прицеп, оснащенный инерционной тормозной системой и грузоподъемностью которого порядка 750-1250 кг. Вес металлического котла бани не может быть менее двухсот пятидесяти – 300 кг, вес каменной засыпки около ста кг, 1.2 м.куб сухого бруса потянется на 570-590 кг, а еще нужен запас воды, топлива, нужно учесть массу обвязки коммуникаций и прочих мелочей.
По этой причине, если вы хотите сделать ванну на колесах учитывайте свои желания в соответствии с объективной реальностью и законами физики.
Мобильная баня как бизнес
Идея коммерческого использования данного вида оборудования давно витала в воздухе и в ряде случаев была успешно реализована. Рентабельность такого бизнеса зависит от многих факторов и в том числе сильно зависит от стоимости перевозки. Расходы на топливо и амортизационные отчисления могут съедать львиную долю прибыли. Как было сказано выше, шасси отечественного производства при всей своей привлекательности крайне прожорливы.
Так Зил-131 с колесной формулой 6×6 в смешанном режиме может потреблять около пятидесяти л/100 км низкооктанового бензина А-80, а иногда и выше. Дизельные автомобили с двигателем КамАЗ-740 укладываются в 32-43 л/100 км дизтоплива, цена которого тоже не радует.
В любом случае рентабельность такого рода деятельности, по отзывам практиков, может составлять тридцать пять-70% и служить надежным источником дохода, особенно в отдельных регионах страны. Важным моментом следует считать системное снижение затрат, в первую очередь на топливо и плановое техническое обслуживание подвижного состава.
Вывод
Как и любое дело, мобильная баня имеет ряд положительных сторон, но не лишена и недостатков. В этой статье мы раскрыли сильные и слабые стороны этой системы. При определенных условиях он может удовлетворить потребности людей в принятии комфортных банных процедур, хотя и в довольно необычных условиях. Имеет перспективу и право на жизнь и использование данного вида бань как средство получения прибыли. Понятно, что, как и любой другой бизнес, это направление имеет ряд рисков и спорных моментов, но как известно, кто не рискует, тот не шампанское пьет, а хотя бы пиво с раками.