Баня на колесах: виды, виды и особенности конструкции

В известной русской народной сказке о Емеле и щуке богатырь произвел фурор среди сказочного народа, передвигаясь на печке. Сегодня не меньший фурор можно произвести, используя такое довольно экзотическое транспортное средство, как ванна на колесах. И даже не только стать объектом пристального внимания, но и заработать. Что не является бизнесом. Господа, ванна служила и ждет у входа.

Баня на колесах: виды, виды и особенности конструкции

Оглавление

  • 1 Концепция идеи
  • 1.1 От войны к мирной жизни
  • 1.2 Немного конструктивизма
  • 2 Какой тип мобильной бани выбрать
  • 3 Несколько слов о перевозчике
  • 3.один Рациональное зерно
  • 4 Кузовной завод во дворе
  • 5 Мобильная баня как бизнес
  • 6 Вывод

Концепция идеи

Мобильная баня как явление появилась не вчера. Более века назад, во время Первой мировой войны, сидя в окопах, в условиях позиционного противостояния, солдаты стали остро болеть вшами и испытывать другие трудности санитарного характера. Обстановка не позволяла бросить позицию и уйти в тыл принимать банные процедуры. Но если Мухаммед не идет к горе, гора должна прийти к Магомету.

Французы первыми решили проблему. На базе грузовика Renault создана мобильная установка, имеющая все необходимые средства для борьбы с агрессивной траншейной грязью. Успех был настолько поразителен, что некоторое количество экземпляров мобильного чуда также попало на Восточный фронт в рамках союзнической взаимопомощи между странами Антанты, баня на колесах хоть и медленно, но все же вошла в окопную жизнь русского солдата. Зерно посеяно, процесс пошел.

От войны к мирной жизни

К сожалению, именно войны нередко становятся двигателем прогресса. В годы освоения целины советской промышленностью также предпринимались попытки создания передвижных банно-прачечных комплексов на шасси продукции советского автопрома. Остро стояла проблема стиральных машин, расстояния в Северном Казахстане немалые, поля огромные, воды не хватает. К тому же работа тракториста довольно пыльная, а спецодежда мазутная.

В общем, говорить о том, что процесс стал массовым, и, как сказал незабвенный Михаил Сергеевич, «пошел в массы», несколько лукаво, но то, что он оказался немалым заделом для использования в повседневных делах, сомнений нет. мирная жизнь.

Немного конструктивизма

Что, по сути, мобильные бани? Конструктивно они могут быть самоходными и прицепными. Самоходная баня такова, если банный модуль установлен на шасси автомобиля, способного к самостоятельному передвижению. Прицепные строятся на базе прицепа, способного передвигаться исключительно с помощью тягача. Причем не обязательно грузовик, который может выступать в роли тягача. Если массогабариты прицепа небольшие и находятся в рамках требований ПДД, то в качестве такового может выступать как микроавтобус, так и легковой автомобиль.

Стоит подробнее остановиться на основных строительных блоках:

  • Шасси автомобиля или прицеп. Как правило, автобан, расположенный на шасси грузового автомобиля, может агрегатироваться с транспортным средством тягачом различных классов, который сам по себе не является основным конструктивным элементом, а подвижной платформой выступает прицеп;
  • Модуль сауны. Сердце мобильного комплекса. Именно он обеспечивает создание и сохранение внутренней среды, пригодной для проведения банных процедур. Состоит из множества системных элементов: баков для воды, канализации, печи или котла, непосредственно парилки и комнаты отдыха. Должен обладать отличной теплоизоляцией и достаточной прочностью и устойчивостью к разрушительному воздействию отечественного бездорожья, а во многих случаях и дорог;
  • Вспомогательные модули и модули питания. К ним следует отнести систему выработки и распределения электроэнергии, систему освещения, внутреннего и наружного, элементы наружной рекламы, если товар используется в коммерческих целях и т.д.

Какой тип мобильной бани выбрать

Баня на колесах: виды, виды и особенности конструкции

Вопрос простой и сложный одновременно. Попробуем взвесить все за и против обоих типов: самоходного и прицепного.

Самоходная сауна имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Габаритные размеры его меньше, проходимость и маневренность значительно выше, по сравнению с характеристиками автопоезда в составе тягача и прицепа.
  2. Навыки вождения в одиночку присущи многим водителям, вождение и маневрирование на сцепке — задача не из легких.
  3. Регистрация и учет одного транспортного средства финансово менее затратны, чем содержание тягача и прицепа.
  4. Использование шасси грузового автомобиля повышенной проходимости в качестве перевозчика позволит расположить баню непосредственно у кромки воды реки или пруда и в других труднодоступных целинных местах, преодолеть которые на прицепе довольно часто невозможно.

Важный! Как правило, расположение модуля сауны на шасси автомобиля предполагает более высокую устойчивость конструкции в целом. Исключение составляют только автомобили повышенной проходимости, высокий дорожный просвет которых необратимо вызывает смещение центра тяжести вверх, что в свою очередь чревато опрокидыванием.

В то же время вагон-ванна имеет и положительные стороны:

  1. Безвозмездное использование тягача по его основному назначению, при этом как ванна на шасси автомобиля, за редким исключением, предполагает его использование только в рамках банного профиля.
  2. Наличие одного тягача может обеспечить транспортное обслуживание нескольких прицепных модулей в разных точках и направлениях. Что немаловажно в бизнес-среде, позволяет охватить услугами огромные территории.

Внимание! Использование конструкций тип ванны бочка, когда в качестве шасси устанавливается нестандартизированный грузовой прицеп, но иная конструкция требует сертификации и согласования со специализированными органами, компетентными давать заключения по их безопасному использованию на дорогах общего пользования.

Несколько слов о перевозчике

Выездная ванна на колесах, которая располагается непосредственно на автомобиле, выдвигает к ней несколько важных требований. Должен быть:

  • Простота ремонта и надежность в эксплуатации;
  • Запчасти и расходники недороги и доступны;
  • Шасси должно обладать достаточной маневренностью и устойчивостью к опрокидыванию;
  • Автомобиль в целом грузоподъемностью и с приемлемыми массогабаритными параметрами;
  • Шасси должно быть сертифицировано в порядке, определяемом ведомственной документацией, и допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования без ограничений.

Передвижные ванны довольно часто размещают на шасси конверсионных армейских грузовиков повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗИЛ-157, Зил-131, КамАЗ-4310, УРАЛ-4320. В условиях армейского применения они оснащались кунгами и различными специальными надстройками с высоким центром тяжести, что тем не менее позволяло безопасно эксплуатировать их в условиях пересеченной местности и бездорожья. Они ремонтопригодны, дешевы на вторичном рынке. Достаточно серьезным недостатком является недопустимо высокий расход топлива, что при сегодняшних ценах на светлые нефтепродукты может поставить крест на бизнесе, в котором мобильные бани выступают средством заработка.

Для наглядности и объективной оценки возможностей использования одного из самых распространенных отечественных автомобилей типа ГАЗ-3302 в качестве перевозчика приведем таблицу основных габаритных характеристик:

Характеристики ГАЗ-33027 ГАЗ-330202
Общая длина, мм 5480 6616
Габаритная ширина по боковой площадке, мм 2066 2066
Габаритная высота по тенту, мм 2570 2570
Внутренняя длина грузовой платформы, мм 3056 4166
Внутренняя ширина грузовой платформы, мм 1978 г 1978 г
Погрузочная высота, мм 960 960

Рациональное зерно

Как было сказано выше, основным недостатком мобильной бани на шасси грузового автомобиля является невозможность использования ее в качестве транспортного средства для перевозки коммерческих грузов.

Либо автомобиль имеет встроенный цельный модуль сауны, либо транспортабельная сауна устанавливается в кузов стандартного грузовика по мере необходимости, а затем демонтируется с него с помощью классических подъемных механизмов. Все еще нанимайте автокран каждый раз для ванны день и выезд на природу непозволительная роскошь, да и не у каждого есть свой кран-манипулятор во дворе.

Решение давно нашли прагматичные немцы, которые несколько десятков лет назад изобрели съемную мобильную платформу типа BDF. Он позволяет за считанные минуты монтировать и демонтировать различные фургоны на автомобильном шасси без использования каких-либо сторонних грузоподъемных механизмов. Единственным условием является наличие на автомобиле системы пневматической подвески, с возможностью регулировки ее высоты.

Изотермический модуль БДФ можно использовать как готовую базу для изготовления мобильной бани. К счастью, они отлично теплоизолированы, легки, прочны и вместительны. Так что средний объем такого модуля может быть около сорока пяти кубических метров.м. длиной 7.7 м и стандартной шириной 2.45 м.

Кузовной завод во дворе

Сейчас как никогда модно самостоятельно изготавливать все и вся, благо и технологии подтянулись и проблем с инструментами и оборудованием нет и информации в избытке. Правда, вот баня на колесах своими руками, несколько выбивается из общего полотна, и по этой причине:

  1. Автомобили и автомобильные прицепы априори являются средством повышенной опасности, а пренебрежение правилами эксплуатации и игнорирование технических мелочей приводит к крайне трагической статистике на отечественных дорогах.
  2. Для самостоятельного изготовления такой сложной и системной конструкции, как возимая передвижная баня, необходимы знания на уровне инженера-конструктора и специалиста в области сопротивления материалов. Качество отечественных дорог убивает заводские кузова за несколько лет, что уж тогда говорить о кустарных парилках, сделанных по обводной технологии.
  3. Баня на прицепе также таит в себе массу технических трудностей, порой непреодолимых. Простой пример. Грузоподъемность стандартного легкового прицепа, не оборудованного тормозной системой, четыреста пятьдесят кг. Как разместить в нем конструкцию, вес которой заведомо больше. Можно иметь двухосный прицеп, оснащенный инерционной тормозной системой и грузоподъемностью которого порядка 750-1250 кг. Вес металлического котла бани не может быть менее двухсот пятидесяти – 300 кг, вес каменной засыпки около ста кг, 1.2 м.куб сухого бруса потянется на 570-590 кг, а еще нужен запас воды, топлива, нужно учесть массу обвязки коммуникаций и прочих мелочей.

По этой причине, если вы хотите сделать ванну на колесах учитывайте свои желания в соответствии с объективной реальностью и законами физики.

Мобильная баня как бизнес

Идея коммерческого использования данного вида оборудования давно витала в воздухе и в ряде случаев была успешно реализована. Рентабельность такого бизнеса зависит от многих факторов и в том числе сильно зависит от стоимости перевозки. Расходы на топливо и амортизационные отчисления могут съедать львиную долю прибыли. Как было сказано выше, шасси отечественного производства при всей своей привлекательности крайне прожорливы.

Так Зил-131 с колесной формулой 6×6 в смешанном режиме может потреблять около пятидесяти л/100 км низкооктанового бензина А-80, а иногда и выше. Дизельные автомобили с двигателем КамАЗ-740 укладываются в 32-43 л/100 км дизтоплива, цена которого тоже не радует.

В любом случае рентабельность такого рода деятельности, по отзывам практиков, может составлять тридцать пять-70% и служить надежным источником дохода, особенно в отдельных регионах страны. Важным моментом следует считать системное снижение затрат, в первую очередь на топливо и плановое техническое обслуживание подвижного состава.

Вывод

Как и любое дело, мобильная баня имеет ряд положительных сторон, но не лишена и недостатков. В этой статье мы раскрыли сильные и слабые стороны этой системы. При определенных условиях он может удовлетворить потребности людей в принятии комфортных банных процедур, хотя и в довольно необычных условиях. Имеет перспективу и право на жизнь и использование данного вида бань как средство получения прибыли. Понятно, что, как и любой другой бизнес, это направление имеет ряд рисков и спорных моментов, но как известно, кто не рискует, тот не шампанское пьет, а хотя бы пиво с раками.

Баня на колесах как бизнес-идея.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»